воскресенье, 20 февраля 2011 г.

Способы апокалипсиса. Способ 1. Мертвецы, восстающие из могил.

У человека мало-мальски разбирающегося в киноискусстве при словах «живой мертвец» возникает образ Джорджа Ромеро (режиссера многих фильмов про живых мертвецов, в том числе «Dawn of the Dead»), именно он является, можно сказать, «отцом-основателем» этого жанра. В его ранних фильмах ожившие мертвецы стоят на заднем плане, создавая лишь фон для психологической части фильма.
Я, во время дискуссий с людьми, считающими этот жанр несерьезным, люблю приводить такое сравнение: мертвецы, восстающие из могил — такой же фон, как война в фильмах про войну. Судите сами, и там, и там экстремальные ситуации, когда надо действовать слажено, всем вместе; когда люди предстают такими, какие они на самом деле; когда приходиться убивать себе-подобных на благо себе и остальным; когда наступает время для героических поступков; когда приходится делать очень трудный выбор. Я не буду перечислять все сходства, их очень много, лучше скажу основное различие, которое и отталкивает людей от оживших мертвецов: человечество уже много раз воевало, войны не останавливаются, а столкнуться с проблемой восстающих из могил человечеству не суждено. Многих это различие отталкивает, но не меня, мне оно даже не мешает ставить между этими двумя ситуациями знак «приблизительно равно». По этому поводу можно долго дискутировать, чем я иногда занимаюсь, но сейчас предлагаю обойтись без споров и двинуться дальше.
Упомяну про фильмы с ожившими мертвецами, которые выходят сейчас. Почти во все упор ставиться на «мочилово», как выражаются любители таких фильмов. Эти фильмы для меня не представляют никакой ценности. Разве интересно смотреть на заезженные способы убийства, восставших из могил, на любовную линию, непонятно как затесавшуюся, на глупые диалоги и т.п.? Одним из исключений для меня является ранний фильм Питера Джексона (режиссер «Властелина колец») — «Braindead». Это трэшовая комедия, которая внесла в жанр фильмов про мертвецов с «мочиловом» одну из самых важных составляющих — газонокосилку. Помимо этого, это хорошая комедия.
Как я уже сказал, основополагающим в этом жанре для меня является Ромеровский «Dawn of the Dead», сюжет этого фильма любят повторять в других фильмах с такой тематикой, и даже в компьютерных играх, например, в «Dead Rising». Кстати, в «Dawn of the Dead», равно как и в этой статье, слово на букву «з», обозначающее живых мертвецов, не было употреблено не разу.
«Dawn of the Dead» советую любителям психологизма, даже если вы не любите мертвецов, а «Braindead» любителя «мочилова».